Как показывает практика, каждая вторая компания во время участия в торгах в той или иной степени сталкивается с недобросовестным поведением заказчиков и других участников торгов. В таких ситуациях можно и нужно защищать свои интересы путем обращения с жалобами в антимонопольные органы и суды.

Основные виды нарушений на торгах:

  • сговор между заказчиком и конкретным участником торгов (такой сговор направлен на заключение контракта по предварительной договоренности с заранее определенным поставщиком);
  • картельный сговор между участниками торгов (картель представляет собой игру на повышение, понижение или поддержание цены контракта, в зависимости от целей участников картеля).

Признаки недобросовестного заказчика:

  • завышенные материально-технические требования заказчика к участникам конкурса (например, когда заказчик требует наличие определенного дорогостоящего оборудования или большого штата сотрудников, однако эти требования в рамках исполнения данного контракта являются излишними);
  • установление заказчиком дополнительных критериев, не имеющих отношения к непосредственной работе по контракту (например, заказчик выдвигает требование об опыте поставок или принимает банковскую гарантию только от определенных им банков);
  • запрос заказчиком дополнительных документов, не указанных им ранее в конкурсной документации (в этой ситуации, заказчик требует у участников конкурса различный объем документов, что, разумеется ставит их в неравное положение и явно указывает на коррупционную составляющую такого тендера);
  • необоснованное ограничение субподряда (у заказчика есть право ограничивать субподряд только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством);
  • “заточенная” конкурсная документация (заказчик намеренно составляет конкурсную документацию таким образом, чтобы корректно заполнить заявку мог только заранее определенный конкурсант);
  • неправомерное отклонение заявки (заказчик отклоняет заявки на участие по надуманным основаниям).

Признаки недобросовестного заказчика:

  • намеренное затягивание сроков проведения торгов;
  • игнорирование сроков подачи документации на участие в тендере.

Почему подачу жалобы лучше поручить специалисту?

Процесс взаимодействия с ФАС представляет собой довольно непростую правовую процедуру.

Чтобы добиться положительного результата необходимо:

  • четко соблюдать сроки обращения в антимонопольную службу, установленные законодательством

Для различных видов нарушений и в зависимости от ситуации эти сроки отличаются. Так, к примеру, жалобу  в отношении оператора торгов можно подавать в тридцатидневный период со дня осуществления им действий, подлежащих обжалованию. А жалоба на недобросовестное поведение заказчика должна подаваться в  десятидневный срок с момента опубликования им итогового протокола соответствующей закупки. Если предметом жалобы является документация по конкурсу, то ее нужно успеть подать до конца срока подачи заявок на участие в торгах и т.д.

  • юридически грамотно сформулировать свои претензии и требования к заказчику или другим участникам торгов

Прежде всего, требуется правильно оценить конкретные действия и линию поведения участников торгов. Самостоятельно распознать схемы мошенничества не всегда возможно. Для этого требуется определенный опыт и понимание правовых тонкостей проведения торгов. Кроме этого, в жалобе необходимо грамотно аргументировать свою правовую позицию и приводить ссылки на соответствующие нормы закона (по аналогии с исковым заявлением).

  • в полной мере использовать возможности антимонопольной службы.

Например, очень часто в интересах заявителя является приостановление закупочных процедур. Однако, как показывает практика, многие не просят в жалобе приостановить интересующие их торги. Некоторые просто не понимают, что это возможно, а другие, напротив, считают, что ФАС сделает это автоматически. Опытный юрист всегда знает, в каких случаях есть возможность приостановить торги и использует эту возможность, соответствующим образом формулируя текст жалобы.

Очевидно, что жалоба подготовленная специалистом имеет значительно больше шансов на рассмотрение и принятие по ней положительного решения.

Чем Вам может помочь команда «КРУСС КОНСАЛТИНГ»?

Наши юристы знают нюансы и постоянно контролируют динамику изменений антимонопольного законодательства, отслеживают тенденции правоприменения, имеют богатый практический опыт участия в  разрешении антимонопольных конфликтов различного уровня сложности.

Мы предлагаем полный спектр правовых услуг в области антимонопольного регулирования, в том числе:

  • профессиональную консультативную помощь на любом этапе конфликта;
  • изучение нашими специалистами конкурсной документации;
  • правовой анализ ситуации клиента с подготовкой экспертного заключения о возможных правовых способах решения проблемы;
  • составление, подготовка и подача жалобы в антимонопольную службу;
  • составление, подготовка и подача возражений ( если жалобу подали на Вас);
  • профессиональное представительство интересов клиента в антимонопольных органах;
  • профессиональное представительство интересов клиента в суде;
  • выполнение иных юридических задач в области антимонопольного регулирования.

Первичную консультацию эксперта по вопросам антимонопольного регулирования Вы можете получить абсолютно бесплатно, просто заполнив представленную ниже форму на нашем сайте.

Специалисты «Крусс Консалтинг» всегда готовы оказать Вам квалифицированную помощь и поддержку!