Обзор законопроекта о реструктуризации долгов юридических лиц

С первого октября 2018 года в делах о банкротстве ожидается появление новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов юрлиц. Соответствующий законопроект, подготовленный чиновниками Минэкономразвития в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме и в середине декабря успешно прошел первое чтение. Указанный законопроект в отдельной категории дел изменит структуру процедуры банкротства что, как предполагается авторами законодательной инициативы, позволит с одной стороны увеличить шансы кредиторов на взыскание долгов с проблемных контрагентов, а с другой стороны даст возможность добросовестным компаниям-должникам удержаться на плаву в непростых условиях современного рынка. В случае принятия законопроекта, уже осенью 2018 года у арбитражного суда по итогам рассмотрения заявления о несостоятельности юрлица (при наличии всех признаков невозможности восстановить его платежеспособность) появится право признать компанию-должника банкротом, минуя стадию наблюдения, после чего сразу перейти к этапу конкурсного производства.

Немного истории

Необходимость введения новой реабилитационной процедуры стала очевидной еще несколько лет назад, когда из анализа правоприменительной практики стало понятно, что наблюдательная стадия в ходе банкротства является неэффективной, так как в отношении большей части банкротившихся компаний это только затягивает процесс и лишает компанию-должника возможности реального финансового оздоровления, а кредиторов - возможности вернуть свои финансовые потери хотя бы частично. В связи с этим Правительство РФ еще в 2014 году утвердило план мероприятий, направленных на внесение изменений в законодательстве о банкротстве в целях усовершенствования банкротных процедур и поручило разработку соответствующего законопроекта Минэкономразвития. Работа над проектом закона была начата в 2015 году и продолжалась в течении двух с половиной лет. За это время был рассмотрен и проанализирован международный опыт, где, главным образом, изучалась европейская и американская практика, а также предложения отечественных ученых-правоведов, учитывающих особенности российской правоприменительной практики в области применения финансовых реабилитационных процедур.

Летом 2017 года законопроект был одобрен Правительством и направлен на рассмотрение в Госдуму.

Как будет осуществляться реструктуризация?

При подаче заявления о признании юрлица банкротом в арбитражный суд, у заявителя (как у должника, так и у кредитора) появляется правовая возможность одновременно подать еще одно заявление, с просьбой о реструктуризации. В этом случае суд будет рассматривать сразу оба заявления и принимать решение о ликвидации компании-должника или реструктуризации ее долгов без применения наблюдательных процедур. Далее становится возможным два варианта развития событий. Если суд сочтет, что платежеспособность компании-должника в сложившихся условиях не может быть восстановлена, то далее последует ликвидация должника и начнется процедура конкурсного производства. Если суд примет решение о реструктуризации, то в этом случае, также минуя стадию наблюдения, которая обычно длится от полугода до полутора лет, компания-должник обязана представить четкий и детальный план проведения реабилитационной процедуры, рассчитанный на четыре года. Указанный план должен быть составлен в течение четырех месяцев, кроме этого иные заинтересованные лица, например, учредители компании- должника, представители ее работников, кредиторы, представители госорганов, а также арбитражный управляющий (в процедуре реструктуризации он будет называться антикризисным управляющим) вправе предлагать свои собственные версии такого плана. В случае необходимости, план по реструктуризации может быть продлен единоразово максимально еще на четыре года.  После утверждения плана, в зависимости от обстоятельств конкретного дела, дальнейшее управление компанией-должником либо остается на ней самой, либо возлагается на антикризисного управляющего, либо может осуществляться собранием (комитетом) кредиторов. Также существует возможность осуществления управления одновременно двумя исполнительными органами, одним из которых будет являться руководство компании-должника, а другим - собрание кредиторов. В этом случае, между этими органами функции управления разграничиваются.

Законопроект также детализирует различные правовые сценарии развития событий, в том числе предусматривается возможность досрочного прекращения реабилитационной процедуры, необходимость сохранения действия отдельных договоров компании-должника и т д.

Мнение профессионала: время покажет

Генеральный директор юридической компании «Крусс Консалтинг», арбитражный управляющий, Евгений Евгеньевич Крусс считает, что появление нового правового механизма с возможностью ухода от длительных наблюдательных процедур, безусловно существенно упрощает процесс как ликвидации, так и применения реабилитационных мероприятий в отношении компании-должника, направлен на защиту интересов кредиторов и добросовестных должников, а также свидетельствует о качественно новом развитии российского законодательства в сфере банкротства. Однако, как будут работать новые нормы на практике сейчас говорить преждевременно, поскольку законопроект еще не принят, на данном этапе возможно внесение в него новых поправок и корректировок, а кроме этого еще нет четкого представления о том, как будут решены отдельные правовые нюансы. Например, в настоящее время в ходе наблюдательных процедур, арбитражный управляющий готовит экономическое заключение, на основании которого суд принимает решение о возможности или невозможности восстановить платежеспособность компании-должника. В случае отмены стадии наблюдения, будет ли суд при принятии решения опираться только на отчет о финансовом состоянии, подготовленный компанией-должником или данная проблема будет решена каким-то другим способом? И подобных практических вопросов, имеющих отношение к деталям пока еще очень много. В целом законопроект хороший, но как он будет реализован, только время покажет.