Реформирование института арбитражных управляющих

В ближайшее время на рассмотрение Госдумы поступит новая законодательная инициатива Минэкономразвития, направленная на реформирование института арбитражных управляющих. Указанный законопроект вновь затронет непростые вопросы, связанные с финансированием процедуры банкротства, гражданской ответственностью арбитражных управляющих и методах ее регулирования, расширением спектра прав арбитражных управляющих в ходе осуществления ими своих обязанностей, обжалованием действий/бездействий арбитражных управляющих и ряд иных правовых проблем.

Теперь обо всем по порядку.

Правила финансирования процедуры банкротства изменятся

Минэкономразвития настойчиво продолжает курс на реформирование механизма финансирования банкротных процедур и изменение принципов получения арбитражными управляющими денежного вознаграждения. Напомним, что в настоящее время финансирование банкротства складывается из двух основных слагаемых: оплаты услуг арбитражного управляющего и оплаты услуг иных специалистов, привлекаемых в ходе осуществления процедуры банкротства. Если депутаты Госдумы поддержат данный законопроект, то оплата услуг арбитражного управляющего и иных привлеченных специалистов (юристов, оценщиков, бухгалтеров и пр.) будет единой. Иными словами, Минэкономразвития предполагает объединить все расходы на банкротные процедуры в единое целое, сразу заложив в цену банкротства стоимость услуг и арбитражного управляющего и иных специалистов. При этом, предлагается зафиксировать цену каждого этапа банкротной процедуры, а переменную часть оплаты услуг арбитражного управляющего рассчитывать в зависимости от итогов реализации конкурсной массы на торгах. Кроме этого, оплата банкротства, по мнению авторов законодательной инициативы, должна осуществляться только по завершении всех процедур, а увеличение их стоимости в связи с необходимостью привлечения специалистов в случаях розыска имущества должника за пределами России, а также авансовые платежи возможны только по решению суда.

Из этого прямо следует, что:

  • оплата услуг арбитражного управляющего будет осуществляться в конце процедуры банкротства, а не ежемесячно, как это происходит сегодня;
  • стоимость процедуры банкротства будет фиксированной и в нее будут включены расходы на содержание иных привлеченных специалистов;
  • изменение стоимости банкротства будет возможно только по решению суда;
  • авансовые платежи в ходе процедуры банкротства возможны только в случае подачи арбитражным управляющим соответствующего ходатайства и его удовлетворения судом.

Авторы законопроекта полагают, что изменение существующих правил оплаты процедуры банкротства должны повысить уровень профессионализма  арбитражных управляющих, скорость и прозрачность их работы, максимально упростить и оптимизировать вопросы оплаты для инициаторов банкротства.

Найдена альтернатива страхования ответственности

Другим важным нововведением для арбитражных управляющих являются новеллы законопроекта, направленные на урегулирование проблемы страхования гражданской ответственности арбитражных управляющих. На настоящий момент страхование является обязательным условием деятельности арбитражных управляющих. Однако, их профессиональные риски являются слишком высокими, что на практике приводит к отказу многих страховщиков работать в этом сегменте страхования гражданской ответственности. Поэтому найти подходящую страховую компанию и застраховать свою ответственность, как того требует действующее законодательство, арбитражному управляющему в современных условиях становится все сложнее и сложнее.  В связи с чем, Минэкономразвития предложило альтернативный вариант, суть которого в том, что страхование для арбитражных управляющих должно быть добровольным, а не обязательным, а ответственность арбитражных управляющих должна определяться в рамках саморегулируемой организации АУ, в том числе путем применения механизмов солидарной ответственности членов СРО арбитражных управляющих. Таким образом, в случае принятия данного законопроекта, вопрос о гражданской ответственности арбитражных управляющих будет решаться на уровне СРО АУ. Предполагается, что это могут быть такие варианты как:

  • частичное страхование рисков + солидарная ответственность членов СРО в части, которая не была перекрыта страховкой конкретного члена СРО (наиболее вероятный вариант);
  • только солидарная ответственность членов СРО;
  • только страхование (наименее вероятный вариант по описанным выше причинам).

Внедрение механизма солидарной ответственности, по мнению авторов законодательной инициативы, должно существенно повысить уровень критериев профессионального отбора специалистов в саморегулируемых организациях АУ, и поднять уровень элитарности профессии.

Круг правомочий арбитражных управляющих в ходе процедуры банкротства расширится

Еще одной значимой новеллой законопроекта является правило, позволяющее арбитражному управляющему запрещать любые действия, направленные на отчуждение имущества должника, что безусловно станет важной гарантией защиты прав кредиторов. На данный момент, арбитражные управляющие не располагают такими правомочиями, в связи с чем им не всегда удается своевременно заблокировать активы компании-банкрота. Запрет на отчуждение будет действовать шестьдесят дней, что позволит арбитражным управляющим эффективнее собирать конкурсную массу и подавать иски об обеспечительных мерах. Кроме этого, арбитражный управляющий получит право наложить свой запрет не только в отношении имущества самой компании-банкрота, но также и на контролирующих ее лиц, в случае подозрений о совершении сделок с предпочтением до начала процедуры банкротства.

Чтобы подать жалобу на арбитражного управляющего нужно будет заплатить

Законопроект Минэкономразвития затронул также проблему обжалования действий/бездействий арбитражных управляющих. В ходе банкротных процедур стороны (как должники, так и отдельные кредиторы) часто пытаются воздействовать на процесс путем обжалования действий/бездействий арбитражного управляющего, в целях сменить его на более лояльную фигуру или оспорить его действия, когда они вступают в противоречие с их личными интересами. В результате суд должен рассматривать бесконечные надуманные жалобы и процедура банкротства, и без того не являющаяся короткой, затягивается еще больше. По новым правилам, для подачи жалобы на арбитражного управляющего заявителю придется заплатить госпошлину. Данная мера, по мнению авторов законодательной инициативы, позволит в какой-то степени дисциплинировать заявителей и не обращаться к суду с пустыми жалобами

Развитие института АУ и профессионального сообщества арбитражных управляющих

Остальные нововведения законопроекта посвящены проблемам становления и развития института АУ и профессионального сообщества арбитражных управляющих. Минэкономразвития предлагает уточнить правовой статус АУ, так как он находится вне рамок трудового законодательства, а также возложить основную ответственность по вопросам представительства интересов профессионального сообщества на национальное объединение, в том числе по вопросам профессионального обучения и проведению аттестационных экзаменов.